?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 September 2010 @ 04:19 pm
Наш первый турлом  
26 сентября у нас в Железнодорожном впервые был проведён турнир им.Ломоносова. Я хочу поделиться опытом с теми, кто хотел бы организовать пункт в своём городе.

Инициатива была моя. Три года я отработала в жюри, два раза возила своих учеников выступать в 905 школе, потом подумала, что такой крупный город должен был бы организовывать турнир на месте. У нас около пяти тысяч старшеклассников, а в прошлогодней статистике я нашла в московских пунктах более 50 наших школьников. Сомнений, что турнир будет востребован, не было. Важно было провести его как можно лучше, чтобы он понравился и детям, и педагогам.

В конце апреля я обратилась с предложением провести турнир в гимназию №11, где учится моя дочь. Директор, выслушав меня, охотно согласилась и внесла турнир в план работы школы, который подаётся в органы управления образованием в конце учебного года. Сыграло роль то, что меня в школе знают.

В середине августа я напомнила о турнире, и мы подали заявку от гимназии. Затем я посетила заседание председателей ГМО (городских методических объединений) учителей-предметников, выступила перед коллегами. Мне помогла коллега по Дому творчества, которая является председателем ГМО биологов и чей сын уже ездил со мной на турнир. Я вручила главным городским математикам-физикам-словесникам девять пачек материалов - задания турнира за два последних года в 16 экземплярах (по числу школ).

Предварительная подготовка, конечно, прошла не так гладко, как хотелось бы. В начале учебного года учителя очень заняты, пишут груды бумаг, поэтому многие отложили решение вопросов, связанных с турниром, "на потом". Хотя завуч гимназии заранее разослала по школам просьбу представить заявки на участие (чтобы оценить количество участников и распределение предметов), мы до последнего не были уверены, что кабинетов и текстов будет достаточно.

В назначенный день в гимназию пришло 222 участника 6-10 классов, в том числе трое московских школьников и трое из соседнего Балашихинского района. Преобладали 8- и 9-классники. Работали 10 кабинетов, как и планировалось. Участники написали 513 работ; наибольшей популярностью пользовались математика (124 работы), лингвистика (77) и биология (66).

Турнир в целом прошёл без сбоев. Большинство школьников посетили по две-три станции и серьёзно отнеслись к предложенным заданиям. Мы сделали фотографии, написали заметку для местной газеты. С нетерпением ждём итогов; хотелось бы сравнить результаты наших ребят с другими.

В этом году проводить турнир для выпускного класса (по жёстким правилам) мы не решились. Но, думаю, на будущий год гимназия сможет выполнить необходимые условия.

Теперь о проблемах.

* При общении с организаторами из гимназии самым трудным было объяснить, почему дети могут свободно перемещаться из кабинета в кабинет. Стереотип удалось преодолеть только когда я сослалась на знакомую педагогам модель "игра по станциям".

* Школьная бюрократия непобедима: многие школы восприняли просьбу заранее подать заявку как наличие квоты на участие. Когда выяснилось, что бывшие мои кружковцы, эрудированные ребята, не попали в списки, я вмешалась. В итоге число участников возросло вдвое.

* Бюрократические стереотипы неожиданно проявились ещё раз, когда астрономия и науки о Земле исчезли из заявок и списка кабинетов. Пришлось вносить поправки. (По астрономии было написано 32 работы).

* Некоторые учителя, сопровождавшие учеников, были уверены, что пришли на олимпиаду "Ломоносов". Кто их так хорошо информировал, осталось неизвестным.

* Я переоценила уровень компьютерной грамотности местных работников образования. Хотя адрес официального сайта был выдан методистам ещё в августе, мне много раз задавали самые элементарные вопросы.

* Указать в заявке e-mail школы в качестве основного было ошибкой. В потоке писем, рассылаемых по школам, пароль заявки потерялся, и пришлось запрашивать его повторно и вносить в заявку изменения.

* Некоторое беспокойство доставил наблюдатель - чиновник из комитета по образованию. В самый неподходящий момент почтенная дама принималась допрашивать меня или завуча, почему мы делаем что-то так, а не иначе. По идее, эти вопросы должны были быть заданы в мае.

* Неприятный осадок оставила позиция наших коллег из муниципального лицея для одарённых детей. В последний момент они тоже подали заявку, но когда я предложила им принять школьников из западной части города, чтобы разгрузить нас, они категорически отказались - дескать, у них "своих двести человек". В следующем году придётся как-то убеждать их - судя по всему, турнир быстро приобретёт популярность, и одного общедоступного пункта будет мало.